Екатерина Булгакова: «Создание эскизов декораций и костюмов для спектаклей и балетов – приятный процесс»
Выставка экспонатов Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, которую представил художник-постановщик Екатерина Булгакова, получила много восторженных отзывов у мозырян. Мы с большим удовольствием пообщались с художником и узнали много профессиональных секретов работы в театре и цирке.
На выставке были представлены костюмы и декорации из спектаклей балета и оперы: «Дзікае паляванне караля Стаха», «Жизель», «Спящая красавица», «Евгений Онегин». Все представленные костюмы – практически ручной работы, поражали своей величественностью, красотой и яркой отделкой, что не могло не восхищать. Исторические афиши известных балетов и опер дополняла выставка раритетных фотографий Большого театра разных лет из коллекции Владимира Лиходедова. Глядя на выставку и слушая экскурсовода – достаточно известного в нашей стране художника-постановщика Екатерину Владимировну Булгакову, мы сердцем прикасались к великому искусству и ощущали таинственную атмосферу оперы и балета. Я как искусствовед-любитель не могла пропустить это событие и нашла возможность пообщаться с Екатериной Владимировной.
Екатерина Булгакова работает в Большом театре Беларуси уже почти 25 лет. Сделала ряд изысканных экспозиций выставок в Национальном историческом музее, где представила театральные костюмы, эскизы и живописные полотна в особом жанре аллегорической фантазии. Она так же подготовила эскизы костюмов для многих спектаклей, самые известные – «Набукко», «Лебединое озеро» и «Турандот».
–Екатерина, расскажите о вашем пути в театре и цирке. Как проходит Ваш рабочий день в Большом театре?
– Путь до театра был долгим. Моя мама работала художником в театре, оформляла костюмы для народного хора. Я выросла в театре. В шесть лет меня отдали в танцевальный коллектив «Мечта». С детства я была причастна к театру, музыке и танцам, и мечтала попасть в театр на работу.
После окончания Белорусской государственной академии искусств я работала модельером на фирме «Ласка», преподавала, а затем стала художником в Белгосцирке. В 25 лет была принята на работу в Большой академический театр.
Сначала я занималась декорациями и костюмами, оформляла спектакли малых форм и балеты. Сейчас я художник-постановщик по костюмам и оформляю фестивали и фотозоны.
– Что Вам большее всего нравится в работе художника-постановщика?
-Мне важен процесс создания. Когда режиссер или балетмейстер приносит задания, я начинаю придумывать образы артистов и спектаклей. Нужно изучить много литературы, послушать музыку. Больше всего мне нравится разрабатывать костюмы и делать эскизы.
– Какие проекты вам особенно запомнились?
– Мой самый масштабный проект – костюмный спектакль «Анастасия». В творческом сотрудничестве мы сделали 300 исторических балетных и оперных костюмов. Ярких, разных.
Один из последних проектов — «Конёк-Горбунок». Это русская сказка с интересными образными решениями и прекрасной музыкой Родиона Щедрина.
-Какие трудности возникали в Вашей работе, и как вы их преодолевали?
-Трудности в работе художника с режиссером или балетмейстером заключаются в поиске взаимодействия и понимании их требований. Режиссеры могут предоставлять художнику свободу или ставить жесткие рамки, требуя выполнения своих указаний. Важно понять, что художник является инструментом для режиссера, и не пытаться придумывать что-то свое, а следовать указаниям.
Однако, я предпочитаю предлагать свои идеи и часто иду на компромисс. Важно чувствовать режиссера и избегать конфликтов. Также могут возникать трудности с артистами, которые хотят выглядеть красиво, но их роли требуют иного образа. В таких случаях приходится объяснять, что это всего лишь роль, и уговаривать их, как детей.
-Какие качества, по вашему мнению, необходимы для успешной работы в театре и цирке?
–Терпение, стрессоустойчивость и упорство. Нужно уметь взаимодействовать с коллективом, в нашем театре он очень большой. Важно учиться работать с людьми, ведь ситуации бывают сложными. Творческие люди часто имеют переменчивое настроение, поэтому нужно быть немного психологом.
-Расскажите о своих любимых известных театральных и цирковых личностях.
–Я очень люблю балет и, наверное, всех, кто связан с балетом, таких личностей как Рудольф Нуриев и Николай Цискаридзе.
-По вашему мнению, в чём заключается разница между театром и цирком, и какие сходства есть у этих двух видов искусства?
–В цирке сцена имеет круглую форму, что ограничивает возможности при оформлении. Вместо этого можно расписать сцену, покрыть её тканью или линолеумом и создать интересный дизайн.
Как и в театре, в цирке шьётся множество костюмов для артистов. Среди них клоуны, акробаты и жонглёры. Костюмы для воздушных гимнастов требуют особого внимания, так как они должны быть удобными и обеспечивать крепления для тросов.
В театре сцена позволяет использовать всё пространство: арьер, кулисы, задники, штакетники и даже выкатные декорации. Планшет сцены, авансцена и возможность закрыть сцену для посадки оркестра также предоставляют широкие возможности для художника.
В театре работает больше артистов, включая миманс, балет и оперу. Это значительно расширяет поле деятельности для художника. Хотя цирк, такой как дю солей, использует всё пространство сцены, включая работу артистов сверху, театр всё же предоставляет больше возможностей для самовыражения художника.
-Над какими проектами вы работаете сейчас?
–Сейчас я закончила костюмы для Сказки о царе Салтане. Работаю над оформлением фотозон на темы «Золушка», «Волшебный лес» и другими. Три этажа театра нужно представить так, чтобы людям было интересно фотографироваться и чувствовать себя уютно и празднично. Так же буду ассистировать приглашенной труппе, которая будет ставить спектакль «Жанна д’Арк».
– Что бы вы посоветовали молодым художникам-постановщикам?
– Много читать и изучать, не всё смотреть в интернете, хотя в интернете есть чудесная технология – искусственный интеллект, я сама им залюбовалась. Чтобы решение костюмов и декораций не были примитивными, надо читать хорошую литературу и слушать музыку. Также желаю терпения, потому что работать художником в театре очень сложно, и очень важно найти своего по духу режиссера и балетмейстера. Ну, и конечно, для того, чтобы работать в театре, надо иметь высшее художественное образование.
Хочу поделиться своим восторгом от Мозырского драматического театра. Театр великолепен. Труппа – молодая и красивая. Желаю театру процветания и дальнейшего развития, а всем ребятам Мозырского района – быть стойкими на пути к своей профессиональной мечте, внешне утонченными и стальными внутри!
Когда мы приходим в театр на наше любимое представление оперы или балета и восхищаемся костюмами, постановкой и декорациями, очень редко задумываемся, какой большой труд стоит за этой идеальной картинкой. Ведь то, что мы видим на сцене, это всего лишь маленькая часть огромного процесса. Сколько людей трудится над постановкой физически и морально. Найти к каждому подход, угодить режиссерам и балетмейстерам. Придумать оригинальные неповторимые костюмы, и при этом сделать их удобными и не тяжёлыми для танцоров. Это большой труд, многие специалисты не выдерживают нагрузки и уходят, поэтому мы должны сказать огромное спасибо всем людям, кто над этим трудится. Екатерина Булгакова приоткрыла нам тайны закулисья, рассказала о процессах, без которых не обходится ни один спектакль. Благодарим потрясающего художника за приятный разговор и желаем дальнейших успехов в профессиональной деятельности.
Валерия ПИКУН, член клуба «Юный журналист» Мозырского центра творчества детей и молодежи